Ольфакторная пирамида - пережиток прошлого

Ольфакторная пирамида
В парфюмерии до сих пор принято делить аромат на верхние, средние и базовые ноты. Разделение связано со степенью летучести компонентов. Именно так парфюмерные дома преподносят свои ароматы покупателям. Консультанты наизусть учат "состав", чтобы рассказывать, что вы должны почувствовать с первого вдоха, что через несколько часов и что останется в базе.

Реальный состав и заявленные ноты могут очень сильно отличаться.
Очень сильно!!!

Практика представлять аромат, называя его состав, сложилась исторически. В те времена, когда все духи состояли только из натуральных эфирных масел, это было логично. Если парфюмер использовал абсолют жасмина, то и в пирамиде значился жасмин; если использовал эфирное масло сандала, то и в пирамиде указывали сандал.

С развитием синтеза душистых веществ натуральные масла стали заменять на их аналоги,
а пирамиду надо было как-то изобразить. Вот и стали называть синтетические вещества цветочными, древесными и прочими нотами, на которые они похожи по запаху. Произошла подмена понятий: «эфирные масла» заменили на «ноты», а за нотами стали скрываться разные синтетические вещества.

Например:
- положили лимонен - написали лимон или апельсин, или мандарин, или просто цитрусовые ноты;
- линалилацетат - бергамот, лаванда;
- цитронеллол, фенилэтанол, линалолл и другие спирты розы - написали роза (болгарская, дамасская, красная, таифская, тунисская и т.п.);
- гернаиол может стать и геранью, и розой;
- дигидромирценол - цитрусовые ноты + лаванда;
- гидроксицитронеллаль - ландыш, липа;
- анималид, галаксолид, экзальтолид и т.п. - белый мускус.

Натуральные масла могут быть в составе наряду с синтетическими веществами, а может и не быть их вовсе.
Не надо буквально "читать" пирамиду. То, что в ней указано - это не состав, это то, как должен воспринимать аромат среднестатистический потребитель. Среднестатистический - это человек, у которого минимальное количество аносмий, паросмий, макро- и микросмий)))
[про разные -смии отдельная тема о том, почему мы воспринимаем ароматы по-разному].

Ольфакторная пирамида лишь частично отображает реальное звучание аромата. Верхние ноты мы слышим сразу вместе со всеми остальными. Если бы не было средних и базовых нот, то верхние звучали бы по-другому. Деготь, например, базовая нота, но в кожаных ароматах она слышна сразу, хотя указана в базе. Ваниль – базовая нота – в гурманских ароматах тоже обычно слышна сразу.
От интенсивности и от того сколько положили конкретного компонента зависит в какое время мы его почувствуем. А как долго будем чувствовать зависит от летучести.

Три части.
Разделение пирамиды именно на три части тоже очень условно, но … так уж исторически сложилось. Есть ароматы, которые звучат одинаково от начала и до самого конца. А есть и такие, которые заметно меняются часами и можно выделить в них не три этапа, а намного больше.

Делаем выводы.
Ольфакторная пирамида дает некоторые ориентиры, но не гарантирует,
что вы будете чувствовать аромат именно в такой последовательности, как заявлено.
Ольфакторная пирамида - это не состав.
То, что указанно на упаковке в разделе Ingredients - это тоже не состав парфюмерной композиции, это список аллергенов, которые производитель обязан указывать в том случае, если они есть в готовой продукции.
Состав парфюмерной композиции остается тайной и на упаковке обозначается словом parfum.

Почему именно пирамида? Изображают треугольник, а называют пирамидой. Возможно когда-то давным-давно и была пирамида, а потом упростили её изображение до треугольника.