От простого к сложному и обратно

От простого к сложному и обратно. Тенденции в парфюмерии.
Какими были духи в далеком 16 веке?
В древней книге Общества королевских садоводов был найден рецепт персональных духов Елизаветы I (1533 - 1603 г.г.). Есть информация, что она даже ввела среди придворных дам моду на самостоятельное приготовление ароматов.

И все было элементарно просто! Бери и делай! Никто ничего не усложнял и не умничал. Не требовалось никакого специального химического или парфюмерного образования. Не было никаких странных и труднопроизносимых названий типа гидроксицитронеллаль или эбанол, не нужно было знать ни про альдегиды, ни про эфиры, ни про окислительно-восстановительные реакции. Никаких экстракций бензолом, красителей, фиксаторов, антиокислителей, экзальторов и прочего.

Вся технология была основана на интуиции, а состав был элементарным.
Для получения королевских духов несколько часов кипятили смесь мускуса, дамасской розы, розовой воды и сахара. Если перевести формулу на современный язык, то будет выглядеть примерно так: мускус + роза + ваниль. И вряд ли кому-то могло прийти в голову назвать такой аромат примитивным. Не потому, что он был создан для королевы, а потому что других просто не было.

Сейчас все по-другому.
Рынок ароматов до такой степени перенасыщен, что парфюмерные критики, мне кажется, уже не успевают искренне и вдумчиво писать обзоры о новинках.
Консультанты стараются удивить потенциальных покупателей количеством компонентов, из которых создан аромат. Называют конкретные цифры, например, 140 и при этом уверяют, что аромат полностью НАТУРАЛЬНЫЙ. Не забывают упомянуть и волшебные слова амбра/мускус/феромоны, услышав которые многие неосознанно готовы купить что угодно.
Еще один трюк для улучшения продаж - дополнительные прилагательные в ольфакторной пирамидке, без них вообще никто ничего не купит.
Сравните:
1) роза, тмин, ветивер, кедр, амбра, мускус, кокос и гуаяк.
2) пьянящие ноты розы, душистый аккорд ароматного тмина, прохладный запах ветивера, дышащая теплом, влажная древесина кедра, усыпанная лепестками роз, мягкий и теплый шлейф из базовых нот амбры, мускуса, кокоса и дерева гуаяк.
Второй вариант хочется купить даже без тестирования аромата.
Производители делают ставку на УПАКОВКУ, удешевляя при этом себестоимость содержимого флакона.

Складывается впечатление, что люди уже давно покупают не ароматы, а упаковку и ЛЕГЕНДЫ... о счастливой/несчастной любви, о странствиях в тридевятые царства, об аленьких цветочках, из которых невозможно получить эфирное масло, но для этого аромата сделали невозможное и получили, о цветущих папоротниках и птичьем молоке.
Печально, но при слепом тестировании большинство ароматов не вызывает ни восторга, ни желания купить.

Есть и действительно сложные ароматы, но если их сопровождение не на высшем уровне, то они просто затеряются в толпе и вряд ли будут оценены по достоинству.

Мы живем в интересное время. Меняется назначение духов!
Из средств ароматизации тела и получения эстетического удовольствия они превращаются в средства психологической коррекции. Для женщин, мужчин, успешных, сильных, уверенных, молодых ...кому чего не хватает, унисекс тоже востребован.
Покупая флакон простенького одеколона, у мужчины складывается впечатление, что это он тот самый герой, покоривший вулкан и добывший из его кратера невиданный ранее сорт пепельной розы.
Женщины получают из описания аромата чувственность, сексуальность, уверенность. Одним словом, аромапсихология в полном разгаре.

И это уже не первое превращение. Когда-то духи были предметом роскоши и купить их могли только избранные. Флаконы были произведением искусства.
Произошла трансформация от роскоши через средство ароматизации и удовольствия в средство психологической коррекции.

Очень уж все усложнилось в мире парфюмерии.
Некоторые уже пошли ОБРАТНО.
В последние годы появляются авангардные ароматы, которые привлекают внимание именно своим необычным, часто очень ПРОСТЫМ, милым, родным запахом.

Есть и ароматы, состоящие всего из одного вещества.
Я вижу в них протест против дальнейшего усложнения.
Неужели мы теряем способность радоваться малому?
Нам хочется чего-то необыкновенного, самого-самого лучшего/сложного, самого стойкого, самого шлейфового, самого редкого, самого дорого.
Спрос рождает предложение. Но куда ведет этот путь?

Самый сложный состав духов в парфюмерной лаборатории у слива)) - это такая склянка, куда сливают остатки всех проб. Он бывает прекрасен! Но это слив! У него не тот энергетический потенциал.

Сложно - не всегда хорошо.
Хорошо, когда идеально ваше, то есть нравится и без упаковки, и без описания.
Когда аромат созвучен с вашей индивидуальностью.
А насколько сложный состав совершенно не важно.